Затяжные дожди размыли дорогу. Дожди были затяжные – дорогу размыло.
Два предложения, в которых говорится об одном и том же: те же слова, смысл одинаковый. Почему же прилагательные (далее ИП) в предложениях подчеркиваются по-разному, как определить, когда каким членом предложения (далее ЧП) они являются?
Какие бывают члены предложения
Изучая части речи, знакомятся с ролью слов в предложении, запоминают, как подчеркивается имя прилагательное, существительное, глаголы в зависимости от синтаксической роли. Ведь все самостоятельные части речи обязательно несут синтаксическую нагрузку, являясь главными или второстепенными ЧП.
Главные ЧП – подлежащее и сказуемое – содержат сведения, что происходит (сказуемое), о чем идет речь (подлежащее). Кроме действующих героев, явлений, могут быть второстепенные – дополнения. Предметы и явления имеют признаки (определения), а действия происходят при каких-либо обстоятельствах.
- Любопытный мальчишка сверху удивленно разглядывал шумную улицу.
В примере два прилагательных подчеркнуты волнистой линией. Это два определения – второстепенные ЧП, отвечают на местоименный вопрос КАКОЙ? (мальчишка), КАКУЮ? (улицу).
Синтаксическая роль прилагательного
Предложение с определениями, выраженными ИП, не вызовет вопросов или сомнений. Потому что это обычная синтаксическая роль слов, обозначающих признак. Поэтому прилагательные привычней подчеркивать как определения – волнистой чертой.
Но это не единственная функция ИП, которое бывает главным ЧП. Чтобы не пропустить имя прилагательное в роли сказуемого, обращают внимание на форму, положение слова в контексте.
Полная форма
Рассмотрим для сравнения примеры:
- Суровая зима.
- Зима суровая.
В первом – констатация факта: речь о зиме, а она суровая. Во втором акцент не на зиме (и так понятно, что не лето), а на ее качестве – суровая. Полное ИП в постпозиции по отношению к подлежащему обычно подчеркивается двумя прямыми чертами, потому что выполняет роль сказуемого, если нет другого полноценного сказуемого:
- Рябина, щедрая, багровая, издалека указывала путь к нашему дому.
- Рябина нынче щедрая, уже багровая.
В первом примере говорится, что рябина указывала путь – ИП здесь лишь второстепенные ЧП. Второй пример – ИП входит в сказуемое, так как в предложении нет другого полноценного сказуемого, а прилагательное стоит после подлежащего.
В таких предложениях сказуемое – составное именное. Состоит из глагола-связки (был, стал, казался) и ИП, в котором заключен смысл, основное значение сказуемого. Глагол-связка вписывается в текст, где действие происходит в прошедшем или будущем времени, а в наст. времени связка нулевая:
- Последние солнечные деньки (перед подлежащим ИП всегда определение).
- Последние деньки солнечные (наст. вр., нулевая связка)
- Погода будет солнечная (буд. вр.).
- Вечернее небо было пасмурным (прош.вр).
Краткая форма
ИП в краткой форме, где бы по отношению к подлежащему ни стояло, всегда входит в составное именное сказуемое. Другой синтаксической роли у краткого ИП не бывает.
Как подчеркнуть прилагательное
Выяснив, какую синтаксическую роль играет слово, подчеркивают полное ИП либо как определение (волнистой), либо как сказуемое (двойной прямой).
Сомнений, как подчеркивается при разборе краткое прилагательное, нет – всегда двумя прямыми линиями.
Познакомившись со степенями сравнения, ученики узнают, что есть еще одна форма ИП, которая всегда подчеркивается двойной прямой чертой. Это простая составная степень сравнения:
- Сегодня сумка легче.
- В центре города дома выше.
Но такие ИП легко перепутать с наречием, если не задать вопрос:
- Петр оказался сильнее (оказался каким? – ИП)
- Петр ударил сильнее (ударил как? – наречие)