Окончания существительных – одна из первых орфограмм, изучаемых в школьной программе – не так просто дается младшим школьникам. Даже выпускники не всегда без заминки напишут безударную флексию (окончание):
- На ветк..березк.. в капельк…влаг.. – отражени… неб…
В каждом слове не исключена ошибка. Выполняя упражнения, вырабатывающие навык правописания окончаний существительных, ученик останавливается на пропущенной гласной, вспоминает правило. Но в диктантах или сочинениях, когда ребенок сам определяет, какую букву проверять, в сплошном потоке безударных окончаний существительных (ИС), прилагательных (ИП) и глаголов, ученики теряются, путают правила, а зачастую забывают, что эта часть слова – «ошибкоопасное» место:
- (в) ине.., отел.., рощ…, озер.., обсерватори..;
- (о/об) имен.., алле.., метел.., арми.., облак..;
- (к) иде.., дочер.., галере.., капл.., капел…
Попробуйте, не задумываясь, вставить пропущенные буквы, а, прочитав статью до конца, проверить себя.
Важно с самого начала разобраться, как проверить (и можно ли) безударные окончания существительных. Ключ к грамотному письму – склонения ИС.
Три склонения имен существительных
В русском языке большинство ИС относятся к одному из трех склонений. Для каждого – свои нормы написания флексий: принимая форму того или иного падежа, ИС имеет окончание, характерное только для этого склонения. Поэтому первый шаг к грамотному письму – узнать, по какому типу склоняется анализируемое ИС:
Падежные окончания существительных единственного числа
В таблице безударных окончаний есть два варианта существительных в единственном числе для каждого склонения – флексия в слабой позиции и ударная:
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |||
безударное | ударное | безударное | ударное | безударное | ударное | |
Именительный | ше-Я / юнг-А | стен-А | лицей / лет-О | слон | мелочь | степь |
Родительный | ше-И / юнг-И | стен-Ы | лице-Я/ лет-А | слон-А | мелоч-И | степ-И |
Дательный | ше-Е / юнг-Е | стен-Е | лице-Ю/ лет-У | слон-У | мелоч-И | степ-И |
Винительный | ше-Ю / юнг-У | стену | лицей / лет-О | слон-А | мелочь | степь |
Творительный | ше-ЕЙ / юнг-ОЙ | стен-ОЙ | лице-ЕМ/ лет-ОМ | слон-ОМ | мелочь-Ю | степью |
Предложный | о ше-Е / о юнг-Е | о стен-Е | о лице-Е/ о лет-Е | о слон-Е | о мелоч-И | о степ-И |
Таблица позволяет сделать следующие выводы:
- Трудность вызывают Р.,Д.,П, падежи, где встречаются гласные Е/И.
- Проще запомнить 3 скл.: ИС из этой группы никогда не пишут с –Е.
- Во 2 скл. «ошибкоопасный» Пр. падеж.
- В 1-м буквы запомнить труднее: Р.п = И, Д.п. = Е, Пр.п.= Е.
- В каждом склонении есть слова-подсказки с ударной флексией. Во время диктанта или на экзамене, когда от напряжения мысли путаются, безударные окончания ИС можно проверить подставив слово-подсказку.
Падежные окончания в фамилиях и названиях
Созвучные ИС, обозначающие имена собственные и производные от них названия городов и поселков, склоняются по-разному:
Фамилия | Падеж | Геораф. название |
Химиком Бородин-ЫМ | Творительный | Рядом с Бородин-ОМ |
С Петей Ростов-ЫМ | Недалеко под Ростов-ОМ | |
Дружил с Пушкин-ЫМ | Под Пушкин-ОМ |
Правила склонения других фамилий – в таблице:
Падежные окончания существительных множественного числа
Трудности выбора окончаний имен существительных во множественном числе начинаются с начальной формы слова, если это ИС мужского рода:
- Начальную форму некоторых существительных в русском языке приходится запоминать, так как она отличается от большинства похожих: офицер-Ы, парикмахер-Ы, но директор-А, профессор-А.
- По вариантам флексии различают оттенки смысла у близких, но все-таки разных ИС:
зуб-Ы (у животных и людей) – зубь-Я (у инструмента) кол-Ы (самые низкие оценки) – коль-Я (деревянные) корпус-Ы (о теле) – корпус-А (о здании) тон-Ы (в музыке) – тон-А (в живописи). - По-разному в одном и том же падеже пишут окончания существительных множественного числа, обозначающих национальность: калмык-ОВ, татар, узбек-ОВ, башкир.
Большинство существительных множественного числа имеют систему окончаний, приведенных в таблице:
Разносклоняемые существительные
ИС с окончаниями разных склонений изучают отдельно. Флексии никогда не пишут с Е, но особое внимание – суффиксу -ЕН:
Другие типы склонения существительных
Отличается склонение и правописание слов 1 скл. на -ИЯ, 2 скл. на -ИЙ, -ИЕ. Их особенность в том, что в косвенных падежах флексии не содержат букву Е:
- ГрецИ-Я гелИЙ бедствИ-Е
- Греци-И гели-Я бедстви-Я (Р.П.)
- Греци-И гели-Ю бедстви-Ю (Д.П.)
- Греци-И гели-И бедстви-И (П.П.)
Сравните похожие слова: оба относятся к 1 скл., но основы у них разные:
Именительный п. | Марь-Я | МарИ-Я |
Родительный п. | Марь-И | МарИ-И |
Дательный п. | Марь-Е | МарИ-И |
Винительный п. | Марь-Ю | МарИ-Ю |
Творительный п. | Марь-ЕЙ | МарИ-ЕЙ |
Предложный п. | о Марь-Е | о МарИ-И |
Теперь самое время вернуться к примерам в начале статьи для самопроверки. А для закрепления материала спишите ИС, выделяя окончания существительных со вставленной буквой:
- Отдыхал в деревеньк.., поселк.., пустын.., Дани.., столиц.., санатори..
- Соскучился по матер.., Чехи.., сестриц.., Натали.., Дарь.., племен.., столиц,..