Говорить о том, как подчеркивается числительное (далее – ЧС), значит, иметь в виду синтаксическую роль имени числительного в предложениях. Известно, что каждая часть речи (самостоятельная или служебная) выполняет определенные функции. Такая участь не обошла и ЧС. Далее мы рассмотрим все синтаксические роли ЧС, расскажем, как их подчеркивать.
Роль в предложении
В контексте все ЧС (количественные, собирательные, порядковые) могут составлять грамматическую основу или играть роли второстепенных членов предложения.
Однако количественные и собирательные могут выполнять лишь второстепенную роль, вступая во взаимодействия с именами существительными и образуя неделимые конструкции (словосочетания). В качестве определения чаще всего выступают порядковые ЧС.
Понятно, что при синтаксическом разборе предложения имена числительные должны подчеркиваться соответственно выполняемой ими роли. Далее подробно разберем, в каких случаях ЧС выступает в качестве главных и второстепенных членов предложения, как подчеркивается при синтаксическом разборе.
Подлежащее
Выступая в роли подлежащего, ЧС отвечают на вопросы «кто?» и «что?», выражают его полностью или являются его частью:
- Шестью восемь (что?) – сорок восемь.
- Около дома были рабочие: двое (кто?) – сидели на скамейке, трое (кто?) – стояли.
- В автобусе было семь пассажиров (кто?), двое (кто?) – сидели.
- Одна целая две десятых (что?) делится пополам.
Подчеркиваются числительные в роли подлежащего традиционно – сплошной прямой линией (–).
Сказуемое
Функция сказуемого обычно заключается в обозначении действия или состояния подлежащего. Если же оно выражено числительным то, как правило, обозначает результат и обычно отвечает на вопрос «сколько?». Может полностью выражать этот главный член предложения, может быть частью составного именного сказуемого. При разборе подчеркивается двумя сплошными линиями (=).
- Моя любимая цифра – (сколько?) восемнадцать.
- День Победы – (каково?) девятое мая.
- Три плюс три – (сколько?) шесть.
Дополнение
Чаще всего, ЧС бывают дополнениями в сочетании с сущ., подразумеваемыми или графически отраженным в контексте. Отвечают дополнения на вопросы всех падежей, кроме именительного, обозначаются при синтаксич. разборе прерывистой линией (—).
- К 75-летию Победы мы посадили в парке (что?) семьдесят пять елей.
- Трудоустройство прошло отлично – (кого?) обоих приняли на завод.
- Весь день думал (о чем?) об одном, когда закончится смена.
Обстоятельство
Выполняя роль обстоятельства, ЧС вступают во взаимодействие с другими частями речи, образуют словосочетания. Подчеркиваются – тире точка (-.-.-), к ним можно задать вопросы, присущие обстоятельствам – места, времени, образа действия и т. д.
- Через три минуты (когда?) поезд тронется.
- В трех шагах (где?) стоял еще один человек.
- На рыбалку собрались быстро – за десять минут (каким образом?).
Определение
В отличие от других членов предложения выражается порядковыми числительными, отвечающими на вопрос – «как(-ой, -ое, -ая, -ие)?», реже – собирательными.
Подчеркивается волнистой линией (~).
Седьмой (какой?) участник заезда вырвался вперед.
Все (какие?) шестеро детей были хорошо воспитаны.
Девушка живет на (каком?) пятом этаже.