Подчеркиваем числительное в предложении

Говорить о том, как подчеркивается числительное (далее – ЧС), значит, иметь в виду синтаксическую роль имени числительного в предложениях. Известно, что каждая часть речи (самостоятельная или служебная) выполняет определенные функции. Такая участь не обошла и ЧС. Далее мы рассмотрим все синтаксические роли ЧС, расскажем, как их подчеркивать.

Роль в предложении

В контексте все ЧС (количественные, собирательные, порядковые) могут составлять грамматическую основу или играть роли второстепенных членов предложения.

Однако количественные и собирательные могут выполнять лишь второстепенную роль, вступая во взаимодействия с именами существительными и образуя неделимые конструкции (словосочетания). В качестве определения чаще всего выступают порядковые ЧС.

Подчеркиваем числительное в предложении
Понятно, что при синтаксическом разборе предложения имена числительные должны подчеркиваться соответственно выполняемой ими роли. Далее подробно разберем, в каких случаях ЧС выступает в качестве главных и второстепенных членов предложения, как подчеркивается при синтаксическом разборе.

Подлежащее

Выступая в роли подлежащего, ЧС отвечают на вопросы «кто?» и «что?», выражают его полностью или являются его частью:

  • Шестью восемь (что?) – сорок восемь.
  • Около дома были рабочие: двое (кто?) – сидели на скамейке, трое (кто?) – стояли.
  • В автобусе было семь пассажиров (кто?), двое (кто?) – сидели.
  • Одна целая две десятых (что?) делится пополам.

Подчеркиваются числительные в роли подлежащего традиционно – сплошной прямой линией (–).

Подчеркиваем числительное в предложении

Сказуемое

Функция сказуемого обычно заключается в обозначении действия или состояния подлежащего. Если же оно выражено числительным то, как правило, обозначает результат и обычно отвечает на вопрос «сколько?». Может полностью выражать этот главный член предложения, может быть частью составного именного сказуемого. При разборе подчеркивается двумя сплошными линиями (=).

  • Моя любимая цифра – (сколько?) восемнадцать.
  • День Победы – (каково?) девятое мая.
  • Три плюс три – (сколько?) шесть.

Дополнение

Чаще всего, ЧС бывают дополнениями в сочетании с сущ., подразумеваемыми или графически отраженным в контексте. Отвечают дополнения на вопросы всех падежей, кроме именительного, обозначаются при синтаксич. разборе прерывистой линией (—).

  • К 75-летию Победы мы посадили в парке (что?) семьдесят пять елей.
  • Трудоустройство прошло отлично – (кого?) обоих приняли на завод.
  • Весь день думал (о чем?) об одном, когда закончится смена.

Обстоятельство

Выполняя роль обстоятельства, ЧС вступают во взаимодействие с другими частями речи, образуют словосочетания. Подчеркиваются – тире точка (-.-.-), к ним можно задать вопросы, присущие обстоятельствам – места, времени, образа действия и т. д.

  • Через три минуты (когда?) поезд тронется.
  • В трех шагах (где?) стоял еще один человек.
  • На рыбалку собрались быстро – за десять минут (каким образом?).

Определение

В отличие от других членов предложения выражается порядковыми числительными, отвечающими на вопрос – «как(-ой, -ое, -ая, -ие)?», реже – собирательными.

Подчеркивается волнистой линией (~).

Седьмой (какой?) участник заезда вырвался вперед.

Все (какие?) шестеро детей были хорошо воспитаны.

Девушка живет на (каком?) пятом этаже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
KakPishem
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector