Написание числительных — один из непростых разделов орфографии. Чаще всего ученики допускают ошибки при склонении окончаний и определением разряда. Поэтому важно запомнить несложные правила и способы их образования. Данная часть речи подразделяется на три большие группы — простые, сложные и составные числительные. Об особенностях каждой написано ниже.
Особенности простых числительных
Они состоят из одного корня — «пять», «один», «три». Обычно сложностей с их правописанием не возникает. Нужно знать, на какие вопросы отвечают простые числительные – это «сколько», «какой по счету». Нередко их путают с прилагательными, реже — существительными. Поэтому важно знать, как они образуются и правильно пишутся.
Образование
Простые числительные образуются от основы — корня путем добавления к ним окончания прилагательного. Так они и получили свое название. Этот способ самый легкий, и не вызывает затруднений у школьников.
Большая часть простых количественных числительных получается от порядкового добавлением суффикса и родового окончания: шесть — шестая, семь – седьмой. Исключение из правила: первый, второй — один, два.
Правописание
Иногда учащиеся допускают ошибки в написании этой части речи. Чтобы этого избежать следует запомнить несложные правила:
- «миллион» и «миллиард» всегда пишут с удвоенной буквой л. Примеры числительных: «миллионный», «миллиардная»;
- данную категорию числительных от «пяти» до «десяти» пишут с мягким знаком на конце.
Не стоит забывать о равноправии форм «нуль» и «ноль». «Нуль» однако уместнее употреблять в научном стиле.
Особенности сложных числительных
От предыдущей категории они отличаются тем что состоят из двух корней. Например: пятьдесят, одиннадцать, двухтысячный.
Сложные числительные бывают следующих разновидностей:
- количественные — тридцать, триста;
- порядковые — триста двадцатый, четырехсотый.
Из-за наличия нескольких корней у учащихся зачастую возникают затруднения в правописании.
Образование
Количественные сложные числительные в русском языке образуются несколькими способами:
- суффиксальным. Например: пять — пятнадцать;
- сложением основ. Например: три + сто — триста.
Большая часть сложных числительных получается от определенного порядкового числительного и добавлением к его основной части нулевого суффикса и окончаний прилагательных: четырнадцать — четырнадцатый, шестнадцать — шестнадцатая. При образовании числительных другой категории — сложных порядковых, появляется внутреннее окончание: четыреста — четырехсотый.
У сложных числительных, начиная одиннадцатью, заканчивая двадцатью, включая тридцать, есть общая часть «-дцать». Она является измененным и укороченным вариантом слова «десять». Таким образом, значение одиннадцать — это один на десяти и далее. Например, «двадцать» обозначают два от десяти.
Правописание
Сложные числительные вызывают больше затруднений. Чтобы не допустить ошибок на письме, следует запомнить следующие правила:
- «одиннадцать» пишется с удвоенной н и с мягким знаком на конце;
- от «одиннадцати» до «двадцати», включая «тридцать», всегда пишутся с мягким знаком на конце;
- мягкий знак не ставится в середине числительных от «пятнадцати» до «девятнадцати»;
- также от «пятидесяти» до «восьмидесяти» и «пятисот» до «девятисот» пишутся с мягким знаком в середине: пятьсот, семьсот, девятьсот;
- если у порядкового числительного вторая часть «тысячный», «миллионный», «миллиардный» их нужно писать слитно: двухтысячный, двухмиллиардный.
Если запомнить эти правила, то у школьника не возникнет сложностей с орфографией. Также наличие мягкого знака в слове зависит от формы. Он ставится в именительном, винительном падежах. У порядковых числительных не нужно забывать о склонении: окончание меняется только у последнего слова по примеру прилагательного.
Особенности составных числительных
Еще одна непростая для школьника категория при написании которой допускают много ошибок. Составные числительные состоят из двух и более слов — сорок семь, триста пятьдесят два. Нередко их путают с прилагательными, другая ошибка — ученик считает, что это не одна часть речи, а несколько. Поэтому важно знать главные особенности этой категории.
Образование
Составные числительные образуется с помощью добавления нулевого суффикса и окончаний прилагательных. Но они добавляются к последнему слову: четыреста семнадцатый, шестьдесят восьмая.
Правописание
Правила написания составных числительных запомнить не так сложно, если учащийся запомнил правописание сложных числительных. Они всегда пишутся раздельно. Состоять могут из простых и сложных числительных. Пример: «сто семьдесят восемь», где «сто» — это простая категория, «семьдесят» — сложное с мягким знаком в середине слова, «восемь» — простое с мягким знаком на конце.
Внимание нужно обращать на окончания, потому что для данной категории действует свое правило. Обязательно изменять каждое слово согласно падежу, а последнее по роду. Большинство школьников забывают об этом правиле, полагая, что менять окончание необходимо только у последнего слова.
Простые и составные числительные имеют схожие грамматические свойства с прилагательным. Особенно порядковые, потому что они согласуются с именем существительным. Поэтому перед написанием следует задать вопрос, определить разряд и вспомнить правила написания в русском языке. Тогда орфографических ошибок не возникнет.