Школа ― удивительное место, где ежедневно дети развиваются во всех направлениях: от естественнонаучного до классического гуманитарного. И уже к четвёртому классу, то есть к концу младшей – началу средней школы они должны отлично разбираться в словообразовании. Тем более, что в языке возможно словоизменение по самым разным грамматическим свойствам, от времён до родов. Учителя на занятиях дают знания про спряжение глаголов в русском языке. А ребята с помощью этой статьи смогут использовать таблицы-памятки для успешной систематизации учебного материала или его самостоятельного изучения.
Категория спряжения
Что вообще такое спряжение глаголов? Само по себе «спрягать» означает «сочетать» или «соединять». Если объяснять максимально доступными, несложными словами, то спряжением называется своеобразная и при этом имеющая свои закономерности система, в соответствии с которой происходит словообразование.
Ученики 5-го класса должны знать, что всего можно выделить изменение глаголов двух видов ― первого и второго. Для того, чтобы научиться их определять, нужно выучить некоторые базовые правила. Без них изучать эту тему дальше нет никакого смысла.
Правило первое
Глаголы 2-го спряжения обычно заканчиваются на «-ить». Тут есть два исключения: «брить» и «стелить». По приобретаемым личным окончаниям их относят к первому типу.
Правило второе
Инфинитив глаголов первого спряжения заканчивается на «-ать/еть», «-уть/ють», «-ыть/ять», «-ть». Как вы уже знаете, к этой же группе принято относить исключения из правила №1.
Глаголы второго спряжения включают 7 слов, имеющих окончание «-еть», и четвёрку, оканчивающуюся на «-ать».
Для того, чтобы было проще выучить эти одиннадцать слов, можно воспользоваться удобной иллюстрацией, расположенной ниже. Заучив этот рифмованный текст, школьники забудут о проблемах с запоминанием исключений:
Ударные окончания
Как определить спряжение по ударному окончанию ― это первый момент, с которым дети столкнутся на уроках по теме «Спряжение глаголов». Для того, чтобы в них разобраться, надо попробовать изменить слова так, как показано в схеме:
Определяем спряжение глаголов с безударными личными окончаниями
Группу легко распознать по неопределенной форме, отвечающей на вопрос «что делать?», «что сделать?». Младшеклассники уже понимают, что речь тут идёт об инфинитиве. В случае с безударными окончаниями, нужно внимательно посмотреть также на суффикс данной формы.
Определяем спряжение на примере таких глаголов, как «читать», «блестеть»:
Разноспрягаемые слова
Глаголы, изменяемые по правилам, но при этом имеющие окончания 1 и 2 спряжений, называют разноспрягаемыми. В эту группу входит ограниченное число слов, среди которых – «хотеть» и «бежать». Полный список включает в себя также слова, являющиеся производнымиот основных: захотеть, перехотеть, забежать, добежать, убежать и так далее:
Важно различать разноспрягаемые слова и те, у которых особая система окончаний. Вне стандартных правил изменения стоят глаголы «есть» и «дать», которые, хотя и изменяются иначе, но не являются при этом разноспрягаемыми. Их окончания вообще нельзя отнести к какому-либо спряжений из двух имеющихся:
Таблица спряжения глаголов
С помощью удобных таблиц пятиклассник сможет структурировать полученные в школе материалы и полноценно осознать тему. Под звёздочкой располагаются те слова, которые называются исключениями:
1 СПРЯЖЕНИЕ: ПРИМЕРЫ ГЛАГОЛОВ | |||
Число | Я, мы | Ты, вы | Он, она, оно, они |
Единственное | Танцую Брею* | Танцуешь Бреешь* | Танцует Бреет* |
Множественное | Танцуем Бреем* | Танцуете Бреете* | Танцуют Бреют* |
2 СПРЯЖЕНИЕ: ПРИМЕРЫ ГЛАГОЛОВ | |||
Число | Я, мы | Ты, вы | Он, она, оно, они |
Единственное | Клею Верчу* | Клеишь Вертишь* | Клеит Вертит* |
Множественное | Клеим Вертим* | Клеите Вертите* | Клеят Вертят* |
Применяя в учёбе таблицы для определения первого и второго спряжения глаголов, списки, иллюстрации, школьники легче усваивают материал. Эти знания, несомненно, пригодятся в старшей школе, на различных конкурсах, специализированных олимпиадах по языку. Кроме того, ребёнок научится самостоятельно выстраивать процесс обучения, использовать наглядные пособия для выполнения домашних и дополнительных упражнений.