Все группы наречий относятся к неизменяемой части речи, обозначают признак действия, признак признака, реже – какого-либо предмета и не зависят от других частей речи. Основные вопросы: почему? как? зачем? в какой степени? куда?
Н. не изменяется по числам, падежам, родам, не изменяется по склонениям, не спрягается подобно глаголу. Наречие как часть речи делится на смысловые группы. Чаще всего относится к глаголу, может быть частью деепричастного оборота. Иногда же относится к существительному (например, эспрессо по-римски, яйцо всмятку, бег вприпрыжку).
Смысловая и групповая классификация
Наречия классифицируется на две смысловые группы – обстоятельственные и определительные. Первая группа отражает характер действия, вторая же характеризует отношение к происходящему.
Обстоятельственные наречия
Обстоятельственные – группы наречий, которые определяют критерии времени, решаемых задач, причинные и пространственные факторы. Они классифицируются на следующие группы: н. места, цели и причины, времени. Подробная классификация смысловых н. обстоятельственной группы:
Места
Обстоятельство места характеризует принадлежность к определенной локализации, направлению. Проверяющие вопросы: «откуда?», «где?», «куда?». Примеры: «далеко», «назад», «здесь», «навстречу», «рядом», «вблизи», «внизу», «кругом», «вверху», «снизу».
Времени
Обстоятельство времени определяет временной промежуток выполняемого действия, признака или конкретного предмета. Типичные вопросы: «как часто?», «насколько?» «когда?», «с/до каких пор?». Примеры: «всегда», «накануне», «дотемна», «вчера», «позавчера», «утром», «осенью», «смолоду», «раньше», «иногда», «редко», «часто», «тогда» и др.
Цели
Определение цели наречия выполняется вопросами: «для чего?», «с какой целью?», «зачем?». Примеры н.: «назло», «наперекор», «специально», «случайно» или «неумышленно», «нечаянно».
Причины
Обстоятельства причины отвечают на следующие вопросы: «по какой причине?», «почему?», «отчего?». Типичные примеры: «cгоряча», «оттого», «недаром», «сдуру», «поневоле», «потому».
Определительные
Определительные н. – большая группа слов, означающих качественные, количественные признаки, состояние действия. Они, в свою очередь, классифицируются на следующие группы:
- качественные, которые описывают образ действия (вопросы: «каким образом?», «как?») – «втроем», «так», «быстро», «стремглав», «по-мужски», «пешком», «ровно»;
- количественные, которые характеризуют меру или степень происходящего события, признака или отдельного предмета (вопросы: «насколько?», «в какой мере?») – «втрое», «нисколько», «чрезвычайно», «почти», «слегка».
Таким образом, определительная группа наречий прямо определяет качественно-количественные признаки предмета, текущего события, действия или какого-либо признака.
Определение степени и меры
Критерий меры и степени определяет интенсивность влияния признака, действия или какого-либо другого признака. Проверяющие вопросы таковы: «сколько?», «в какой мере или степени?», «насколько?», «сколько раз?». Для примера: «всплакнуть еле-еле», «намного лучше», «ошибиться дважды», «продрогнуть чуть-чуть», «абсолютно правильно», «раскаяться вполовину», «совершенно неприемлемо».
Образа действия
Данная группа отвечает на вопросы «как?», «каким образом?». Примеры слов и словосочетаний: «галопом», «печально слышать», «внезапно прыгнуть», «по-прежнему», «вытереть насухо», «идти пешком», «книги вперемешку», «узнать наверняка», «вхолостую».
Сравнительно-уподобительные
Сравнительно-уподобительные н. описывают характер действия, отличительного признака или конкретного предмета. Отвечает на проверяющие вопросы «как?», «каким образом?». Для примера слова и словосочетания: «по-дружески», «по-волчьи выть», «заниматься по-военному», «по-моему», «по-осеннему дождливо», «по-турецки», «шницель по-венски», «хвост дугой», «нестись стрелой», «бежать вихрем», «ноги колесом», «падать камнем» и др.
Со значением совместности
Группа определительных н., обозначающих принадлежность к кому-нибудь, чему-нибудь, и отвечает на вопросы «как?», «каким образом?». Для примеров следующие слова и словосочетания: «впятером», «вдвоем», «по трое», «делать гимнастику повзводно», «жить вдвоем», «ходили стаями» и др.
Сравнительно-уподобительные или означающие совместность н. нередко рассматривают в составе наречий способа или образа действия, так как имеют схожие смысловые характеристики, одинаковые проверяющие вопросы.