Для того, чтобы описать признаки объекта или его состояние, в языке имеется много способов. Один из них – использование причастий, называющий то, каким является предмет по активному действию. Такие причастия называют действительными (ДПч). Для того, чтобы строить речь правильно, необходимо знать, в каких случаях их используют и по каким правилам образуют.
Что такое действительное причастие
Быть видимым и видящим – не одно и то же, это понятно без теоретических пояснений. Но если попытаемся выяснить и обобщить разницу, то без понимания, что такое категория залога, не обойдемся. О чем бы мы ни сообщали, практически всегда есть субъект действия и/или объект, на который оно направлено. Ученик выполняет упражнение и упражнение выполнятся учеником – эти два предложения рассказывают об одном и том же, но с помощью разных средств морфологии и синтаксиса. То же самое происходит и в области причастий: ученик, выполняющий упражнение – упражнение, выполняемое учеником. Разница – в том, субъект или объект выполняет роль главного члена предложения. Если первое, то залог действительный, если второе – страдательный. Действительные и страдательные причастия подчиняются разным правилам образования, да и по значению отличимы невооруженным глазом.
ДПч отвечают на вопросы:
- Какой? Какая? Какие?
- Что делающий? Что (с)делавший?
У ДПч может быть форма прошедшего или настоящего времени. Правила создания слов в этих двух случаях отличаются.
Необходимо помнить, что от некоторых слов, соответствующих правилам, образование действительных причастий в форме настоящего и прошедшего времени не происходит. Это может быть связано с их переходом в разряд устаревших.
Форма ДПч настоящего времени
При образовании причастий нужно помнить, что это особая форма глагола, сохраняющая некоторые признаки производящего слова: переходность или непереходность, возвратность, вид. Форма ДПч настоящего времени может происходить только от глаголов несовершенного вида.
Создание действительного причастия происходит по следующей схеме:
- Устанавливаем вид исходного глагола, находим несовершенный;
- Ставим его в форму 3 л. мн.ч. наст.времени;
- Определяем спряжение, отбрасываем окончание – получаем нужную основу;
- Добавляем к полученной основе суффиксы -ущ/-ющ (для 1 спр.) или -ащ/-ящ (для 2 спр).
Для того, чтобы лучше усвоить этот материал, проиллюстрируем образование причастия примерами.
- Таять – непереходный глагол несовершенного вида (что делать?). В 3 л. мн.ч. наст.времени – та-ют. По окончанию определяем первое спряжение. Основа ТА + суфф. -ЮЩ = тающий.
- Зависеть – непереходный глагол несовершенного вида (что делать?). В 3 л. мн.ч. наст.времени – завис-ят. Смотрим на окончание, видим, что это глагол второго спряжения. Основа ЗАВИС + суфф. -ЯЩ = зависящий.
По этому же принципу получаем грохочущий состав, мяукающая кошка.
Форма прошедшего времени
Когда речь ведется в прошедшем времени, образование действительных причастий отличается производящей основой и суффиксами. Здесь применяется основа инфинитива или прошедшего времени глаголов как совершенного, так и несовершенного вида. Специфические суффиксы – -ш/вш-.
Для образования такого причастия необходимо следовать следующему алгоритму:
- Ставим производящий глагол в инфинитив;
- Отбросив окончания -ть/ти/чь, получаем основу;
- Добавляем суффикс -ш (если основа заканчивается на согласную) или -вш (если на гласную).
Если в составе глагола есть суффикс единоразовости -ну-, то при трансформации в причастие этот суффикс может пропадать: промокнуть — промокший, завязнуть – завязший, НО: прыгнуть – прыгнувший, взглянуть – взглянувший.
Для запоминания того, как образуются действительные причастия прошедшего времени, полезно будет выполнять упражнения по ниже приведенному образцу.
- Глагол смотреть стоит в неопределенной форме, обрасываем -ть, получаем основу смотре-, которая оканчивается на гласную букву. В этом случае добавляем суффикс -вш. Причастие прош.вр. – смотревший.
- Инфинитивная основа глагола вырасти – вырас-. Видим, что основа заканчивается на согласную, поэтому добавляем суффикс -ш. Получаем выросший.