Спряжение причастий в русском языке

В грамматике русского языка само понятие «спряжение» возникло в 17 веке. Этот термин образован от слова «спрягать», то есть, «объединять», «соединять вместе». Под ним подразумевается изменяемость глаголов по лицам и числам. У причастий (далее – ПЧ), как глагольных форм, понятия «спряжение причастий» нет. Однако эта категория при образовании ПЧ играет основополагающую роль.

Категория спряжения глаголов

Спряжение причастий в русском языке идентично исходной словообразовательной форме – глаголу. Спряжений два – I и II. К I-му относят глагольные формы с ударным окончанием, включающим букву «е» (далее – *): «-*шь», «-*т», «-*м», «-*те», «-ут» («-ют»); ко II-му – с ударной буквой «и» (далее – ^): «-^шь», «-^т», «-^м», «-^те», «-ат» («-ят»).

Как определить спряжение у слов с флексиями, не стоящими в ударной позиции, тоже известно: для этого используют инфинитив. В орфограмме № 25 говорится, что определить эту категорию можно по окончанию: ко II-му относят все – на «-ить», за исключением: бр^ть, стел^ть, зижд^ться; четыре – на «-ать» (далее «а» – “): гн”ть, держ”ть, дыш”ть, слыш”ть; семь – на «-еть»: смотр*ть, вид*ть, ненавид*ть, обид*ть, верт*ть, завис*ть, терп*ть.

Остальные – I-го типа, кроме двух разноспрягаемых – «бежать», «хотеть»; четырех – с особой системой окончаний: «есть», «надоесть», «дать», «создать» и глагол «чтить», у которого равноправны окончания: «-ят» и «-ут»: «чтят» – «чтут».

Спряжение причастий в русском языке

Образование причастий от глаголов 1 спряжения

Основы глаголов I-го типа с суффиксами «-ущ-»/ «-ющ-» образуют ДПЧНВ, а с – «-ем-»/«-ом-» – СПЧНВ . Примеры: поют – поющий, везут – везущий; одевать – одеваемый, нести – несомый.

Образование причастий от глаголов 2 спряжения

Основы II-го типа с помощью – «-ащ-»/ «ящ-» образуют ДПЧНВ, а с – «-им-» формируют – СПЧНВ: стоят – стоящий, молчат – молчащий; делить – делимый, хранить – хранимый.

Как определить спряжение причастия, показывает таблица 1 и 2 спряжения:

Спряжение причастий в русском языке

Трудности при образовании причастий

Сложность образования ПЧ заключается в правильности определения исходной основы и формообразующего суффикса.

Необходимо знать, что:

  • СПЧНВ с суфф-ми «-ом-», «-ем-», «-им-» не образуются многие переход. глаг-лы несов. вида;
  • СПЧПВ нельзя образовать от переход. глаг-в сов. вида и переход. несов. вида, если в н. ф. окончания «-ать»/ «-ять» ударные и при образовании ПЧ ударение не перемещается на другой слог;
  • СПЧПВ не образуют приставочные глаг-лы с – «-ива-»/ «-ыва-».

При выборе формообразующего суффикса следует обращать внимание на то, что:

  • образование ДПЧПВ происходит от основ инфинитива или гл. пр.. вр., оканчивающихся на гласную, при помощи – «-в-»: учить – учивший, делать – делавший; если же основа н. ф. оканчивается на согласную, используется – «-ш-»: расти – росший, нести – несший;
  • образование СПЧПВ происходит с помощью – «-нн-»/ «-н-», «-енн-»/«-ен-» и «-т-»: сотканный, охлажденный, вытертый;
  • образование ПЧ не допускает присоединение новых морфем и утрату старых (уже бывших в словообразующей основе):

а) отбрасывать возвратный суффикс «-ся»: подняться – поднявшийся, ошибка – поднявший;

б) прибавлять новые приставки: беречь – берегший, ошибка – несберегший.

При образовании причастий, кроме изложенных выше правил и ограничений, нужно доверяться благозвучию слова и собственному языковому чутью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
KakPishem
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector