Отглагольные существительные (далее по тексту ОС) — это существительные, произошедшие от глаголов. Обозначают опредмеченное действие. Говоря более простым языком, это описание какого-либо действия в отвлеченном смысле, без указания лица, которое его совершает, и других факторов, связанных с действием (время, завершенность).
Примеры ОС: бег, плавание, вылов, метание, разрыв, катание, осуществление, выполнение, решение, принятие, езда, платёж, открытие.
Существительным, образованным от глаголов, уделяют особое внимание при изучении русского языка. С одной стороны, их широко используют во всех стилях речи, но с другой, злоупотребление ими вредит тексту и речи, создает нагромождения наподобие «утопление по причине утонутия», чем затрудняет восприятие содержания.
ОС в русском языке образуются двумя способами:
- безаффиксным (бессуффиксным);
- суффиксальным.
Отличить такой вид существительных от других типов не сложно, но для этого нужно знать грамматические особенности отглагольных существительных.
Словообразование
Отглагольные существительные образуются присоединением суффикса к основе глагола либо отбрасыванием суффикса и окончания слова (в нашем случае — глагола).
Суффиксальное образование
При суффиксальном образовании используют разные суффиксы, в зависимости от исходного слова:
- -Б- молоть — молотьба, резать — резьба; палить — пальба
- -Л- для описания отвлеченного процесса или производителя действия: кидать — кидала, травить — травля
- -ИЩ- пепелить — пепелище, играть — игрище
- -ОТН-, -Н- бегать — беготня, грызть — грызня
- -ТИЙ- покрывать — покрытие, отливать — отлитие
- -ЧИК(-ЩИК)- резать — резчик, грузить — грузчик, зачинать — зачинщик
- -АЦИЙ- декларировать — декларация, монетизировать — монетизация
- -НИЙ-, -ЕНИЙ- приложить — приложение, говорить — говорение
- -К- загрузить — загрузка, вырубать — вырубка
- -ОК- подарить — подарок, оставлять — остаток
- -ЗНЬ- казнить — казнь, бояться — боязнь
- -ТЕЛЬ- спасать — спасатель, карать — каратель
Зная эти суффиксы, легко образовывать ОС правильно и распознавать их в предложении.
Безаффиксный (бессуффиксный) метод
Некоторые глаголы можно превратить в существительные, производные от глаголов, только безаффиксным способом. Для этого глагол лишают окончания и суффикса. К примеру:
- отлавливать — отлов;
- взмахивать — взмах;
- отдыхать — отдых;
- вкладывать — вклад;
- провозить — провоз:
- выезжать — выезд:
- укладывать — уклад.
Безаффиксный метод образования слов используется только для существительных, образование ОС — частный случай.
Как определить словообразование
Когда нужно определить, какой способ словообразования используется для конкретного слова, нужно выделить основу, суффикс и окончание существительного, найти другие слова с таким же корнем.
Например, слово восходить. Отглагольная форма — восхождение. Для образования используется суффикс -ЕНИЙ.
Другой пример: восходить — восход. В слове восход суффикса нет, а значит тут используется безаффиксный способ словобразования.
Грамматические особенности
Основное отличие ОС от глаголов и существительных в том, что они описывают процесс чего-либо, при этом делают это опредмечивая действие.
Абстрактные формы ОС обычно не изменяются по числам, к примеру: начертание, высчитывание.
Отглагольные существительные в речи
Данные виды слов появляются во всех стилях русского языка: разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Такие существительные обогащают речь, делают ее разнообразней, но иногда ими злоупотребляют, из-за чего высказывания становятся неясными, приобретают двойной смысл, к примеру: «Вопрос о решении задачи» (непонятно, нужно ли что-то сделать, или что-то уже сделано).
Часто можно встретить большое количество существительных, образованных с помощью глагола, в деловом стиле. Их обилие в высказываниях чиновников придает речи оттенок канцеляризма, затрудняет восприятие информации.
При использовании ОС надо понимать, что у них отсутствуют основные глагольные категории (завершенность действия, время, лицо), а значит, нужно давать слушателю дополнительную информацию.
Чтобы текст был понятным, нужно отказаться от неживой речи и реже использовать производные от глаголов. Информацию надо подавать простыми словами. Текст будет читаться легко, если в нем нет нагромождений сложных конструкций.