В средней школе на уроках русского активное внимание уделяется морфологическому анализу. К 6 классу у детей формируется представление обо всех основных грамматических характеристик, а также умение их определять. Одна из важных тем — существительное и его признаки.
Что это за часть речи
Десять частей речи распределены по трём группам — самостоятельные, служебные, междометия. Существительное находится в первой группе, при этом у него есть свои отличительные характеристики:
- обозначает предмет (его обобщённое значение);
- имеет род;
- используется в разных числах и падежах.
Обозначает любые предметы — неодушевлённые тела, человека, животных, характеристики, действия, отношения или отвлечённые понятия. Убедиться, что это именно данная часть речи, можно через вопросы (Кто? или Что?) или их падежные формы (Кому? О чём? и др.). Существительные различаются по постоянным и непостоянным характеристикам — грамматическим категориям, изучение которых обычно начинается в 4 классе (некоторые школы начинают с 3 или 5 класса).
Постоянные признаки
Основная особенность постоянных признаков — неизменность в разном контексте. То есть, в какой форме бы ни стояло существительное, какую бы роль в предложении ни исполняло, определенный набор свойств будет его сопровождать. Постоянных признаков существительного в русском языке пять.
- По способу называния:
– нарицательные — именуют однотипные вещи;
– собственные — отличают уникальные объекты из ряда типичных. Это имена, прозвища, страны, реки, названия медийных изданий, компаний, фирм и т. д. - По значению:
– конкретные существительные — те, что могут быть восприняты органами чувств (потолок, дверь);
– абстрактные — действия (игра, процесс), отвлечённые понятия (тоска, обида), особенности (голубизна);
– группы предметов или лиц, объединённых однородным критерием (стадо, свора), относятся к собирательным;
– субстанции, материалы (сахар, смола, вакуум) — это вещественные существительные. - По роду. Характеристика указывает, имеет ли обозначаемый предмет женскую (ж), мужскую (м) или среднюю (ср) родовую принадлежность. У одушевлённых имен род совпадает с полом (подруга, дочь — женский; товарищ, кум — мужской). У неодушевлённых эту категорию можно определить по согласованию с прилагательными:
Вопрос к прилагательному Пример Род Чей? или Какой? дедушкин зонт, багровый рассвет Мужской Чья? или Какая? овечья шерсть, ранняя весна Женский Чье? или Какое? воронье гнездо, глубокое озеро Средний Есть имена существительные (плакса, неряха, копуша и др.), которые можно использовать для обозначения принадлежности как к женскому полу, так и к мужскому.
- По принадлежности к классу существ:
– одушевлённые называют существ (друзья, жираф);
– неодушевлённые — не обладающих признаками жизни (шкаф, разговор). - По склонению, которое определяет характер изменения существительного по числам и падежам.
Окончания проверяются по начальной форме.
Есть ещё одна характеристика — число, но постоянной она является только для не изменяющихся по этому параметру имен (например: надежда, клЕщи).
Непостоянные признаки
На изменения этих грамматических признаков имени существительного влияет контекст, а также связь с другими ченами предложения. Падеж отражает синтаксическое взаимодействие слова с управляющими и зависимыми, узнается через вопросы:
- к одушевлённым существительным — Кто? (именительный), Кого? (родительный), Кому? (дательный), Кого? (винительный), Кем? (творительный), О ком? (предложный).
- к неодушевлённым — Что?, Чего?, Чему?, Что?, Чем?, О чём?. По окончанию становится понятно, в единственном (вилка, торт) или множественном (коровы, телефоны) числе поставлена эта часть речи.
Пример морфологического анализа существительных
Помимо описанных выше постоянных и непостоянных признаков, к характеристикам существительного относят синтаксическую роль. Вместе эти критерии задают план морфологического разбора:
- Первоначальный вид;
- Лексико-грамматические группы и форма имени существительного;
- Синтаксические признаки — роль анализируемого слова в предложении.
Сперва анализируемая часть речи выписывается в той падежной и числовой форме, в какой она стоит (предлог при наличии выносится за скобки). Чтобы разобраться с изначальным видом, нужно узнать вид существительного в именительном падеже. Возможная роль в предложении — подлежащее, дополнение, сказуемое, обстоятельство и т. д. Чаще всего встречаются первые два варианта.
Например: Сначала я разузнаю подробности. Слово «подробности» в исходной форме сохраняет то же окончание, потому что винительный падеж неодушевленных имен совпадает с именительным.
Постоянные характеристики: является нарицательным, неодушевлённым, абстрактным, женского рода, третьего склонения.
Непостоянные: стоит в винительном падеже, во множественном числе.
Роль в предложении: разузнаю (кого? что? – косвенный падеж) подробности – дополнение.