Множественное число имён существительных: как образовать, трудности

Имена существительные служат для названия предметов, лиц и явлений. Эти слова изменяются по родам, падежам и числам. Числовых форм бывает две: единственная и множественная, что известно со школьных уроков.

Категория числа существительных

Данная категория выражает противопоставление одного предмета нескольким и множеству таких же. Слова, которые могут иметь обе формы, представляют собой реальные предметы (нож – ножи, яйцо – яйца, полотенце – полотенца). Понятия и явления, которые не поддаются счёту, могут иметь исключительно единственную форму (небо, гордость, молоко). Также есть группа имён существительных, которые имеют только множественное число (ворота, очки, колготы).

Особенности образования множественного числа

Может показаться, что сделать это очень просто. Тем не менее, грубые ошибки допускаются большинством людей в повседневной жизни. Как правильно образуется множественное число существительных? Есть несколько способов, применимых в современном русском языке:

  1. Изменение окончания (газета – газеты, двор – дворы, сумка – сумки).
  2. Добавление суффикса (дерево – деревья, стул – стулья, колос – колосья).
  3. Замена суффикса (зайчонок – зайчата, опёнок – опята, котёнок – котята).
  4. Супплетивный способ (человек – люди, барин – господа, ребёнок – дети).
Множественное число имён существительных: как образовать, трудности
Таблица-памятка

Ударение в существительных множественного числа

Это сложная тема, с которой всё же можно разобраться, если знать правила. При образовании множественной формы ударение может оставаться от начального варианта, либо переместиться.

Неподвижное ударение:

  • в основе при втором склонении мужского рода (торт – тóрты, склад – склáды, договор – договóры).
  • профессии на -ор, -ёр, -ер (лектор – лéкторы, инструктор – инстрýкторы, инженер – инженéры). Исключения: профессорá, директорá, докторá.
  • в основе некоторых понятий женского и среднего рода (средство – срéдства, блюдо – блю́да, туфля – тýфли).
  • в окончаниях некоторых слов (ступня – ступни, кишка – кишки́, клешня – клешни́).

Подвижное ударение:

  • переносится с основы на окончание (зонт – зонты́, мост – мосты́, ремень – ремни́).

Трудности в родительном падеже

Образование данного падежа во множественной формесуществительных – место ошибок многих людей. Иногда правильные варианты нужно только запоминать, но для некоторых существуют соответствующие правила:

  1. Когда слово имеет женский или средний род, заканчиваясь на -ья или -ье, то нужная нам форма будет с нулевым окончанием (оладья – оладий, снадобье – снадобий, гнездовье – гнездовий).
  2. Существительное мужского рода с твёрдой конечной основы и нулевым окончанием меняет его на -ов/-ев (помидор – помидоров, килограмм – килограммов, апельсин – апельсинов).
  3. Слова с окончаниями -анин/-янин/-ин (названия национальностей и народностей) меняют его на нулевое (татарин – татар, армянин – армян, славянин – славян).
Множественное число имён существительных: как образовать, трудности
Обобщенный свод правил по теме

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Некоторые слова нельзя поставить в единственное число. К таковым относятся понятия, называющие парные или множественные предметы.

Примеры:

  • шахматы;
  • хлопоты;
  • чернила;
  • салки;
  • ножницы;
  • очки;
  • штаны;
  • сумерки;
  • каникулы;
  • Анды;
  • Карпаты;
  • дрожжи;
  • румяна;
  • жмурки;
  • заморозки.

Важно запомнить, что эти слова не могут существовать в единственной форме ни при каких условиях.

Множественное число имён существительных: как образовать, трудности
Упражнение на закрепление темы для 5 класса
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
KakPishem
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.