- Что такое одушевленность–неодушевленность существительных
- Как отличить одушевленное от неодушевленного
- Трудности при определении одушевленности-неодушевленности
- Когда «неживое» одушевленное
- Когда «живое» неодушевленное
- Слова среднего рода
- Переход между категориями
- Почему важно определять одушевленность существительных
Сравним выделенные слова в предложении:
- Приехав во Владимир, я неожиданно встретил Иванова Владимира – одноклассника и друга.
Оба имена существительные, род – мужской, склонение – второе, падеж – винительный. Почему в словах с одинаковыми характеристиками разные окончания? Дело в том, что одно из них – название города, неодушевленное, а второе – имя человека, одушевленное.
Как отличить неодушевленные существительные от одушевленных? Что такое категория одушевленности? Зачем нужно различать одушевленные (ОИС) и неодушевленные (НИС) имена существительные (ИС)? Ответы на вопросы – в статье.
Что такое одушевленность–неодушевленность существительных
Знакомясь с ИС, дети запоминают вопросы, на которые отвечают слова, которые относятся к этой части речи – Кто? Что? Ученикам начальной школы несложно понять, что первый вопрос – для «живого», а второй – для «неживого».
Уже на этом этапе у детей возникает вопрос: почему дерево и розы – это неодушевленные существительные. Ведь они живые: рождаются и умирают, пьют воду, растут, болеют.
В русском языке эта категория формировалась веками. В древности растения не считались живыми, потому что они не могут самостоятельно передвигаться в пространстве. Эта способность и сейчас остается главным отличием ОИС и НИС:
- Дикая лисичка повадилась воровать молоко из миски нашего пса Рыжика.
- Вчера мы набрали целую корзину лисичек и рыжиков.
В первом предложении выделенные слова – существительные одушевленные. Лисичка – название хищного зверя, а Рыжик – кличка собаки. Задаем вопрос: Кто?
Во втором примере оба слова уже относятся к неодушевленным: это названия грибов. Они отвечают на вопрос: Что?
Как отличить одушевленное от неодушевленного
По грамматическим признакам отличают одушевленные и неодушевленные ИС по окончаниям в Р. и В. падежей в форме множественного числа:
Трудности при определении одушевленности-неодушевленности
В младших классах правило для определения категории одушевленности у ИС простое: все, что живое, может передвигаться самостоятельно, отвечает на вопрос: Кто?, относится к одушевленным именам существительным. Остальные слова отвечают на вопрос: Что? – это уже НИС.
А к 5-му классу знания углубляются, словарный запас расширяется. Зная особенности склонения одушевленных и неодушевленных, ученики замечают несовпадение правил русского языка и бытовой логики. Оказывается, что одушевленными считаются некоторые ИС, которые обозначают неживое, неспособное передвигаться самостоятельно. У выделенных в примерах слов В.п. совпадает с Р. п., а это признак ОИС:
- Шахматист потерял ферзя. Речь о шахматной фигуре из дерева или пластика. Это неживой предмет. Двигает фигуры игрок – сами они не могут шагать с клетки на клетку.
- На обед подавали барашка, жаренного на вертеле. Животное уже неживое.
- На берег вынесло утопленника. Мертвеца нашли рыбаки. В этих предложения речь об умершем человеке.
В то же время слова, обозначающие скопление, единство живых существ, относятся к НИС:
- Правительство надеется на свой народ.
- Командование оставило резервный полк в засаде.
В этих предложения слова «народ», «полк» обозначают объединения людей, но при склонении В. П. совпадает с И. п., как у неодушевленных ИС.
И у детей возникают новые вопросы.
Когда «неживое» одушевленное
Слова, обозначающие названия людей, животных, которые по физиологическим понятиям уже не относятся к живым, сохраняют постоянный признак одушевленности. Если говорить о ИС «мертвец», «покойник», то их когда-то употребляли для обозначения человека умершего, пока его душа еще витает где-то рядом. С этим связаны обряды 3-го, 9-го, 40-го дня после кончины. После душа уходит в другой мир. То есть душа уже не в теле, но рядом. Склонение слов сохраняет эти представления о смерти человека.
Тело после 40 дней называли словом «труп» – души уже нет, поэтому слово склоняется по правилам неодушевленных ИС.
Шахматные фигуры, марионеточные и другие куклы, игральные карты – это тоже с точки зрения грамматики одушевленные существительные:
- Вытянул козырного туза;
- Смеялись над проделками Петрушки;
- Пешка угрожает ферзю;
- Подарили куклу Машу.
К одушевленным относят названия художественных или музыкальных произведений, картин, которые состоят из имен главных героев:
- Прочитали «Руслана и Людмилу»;
- Постановка «Евгения Онегина»;
- Хор девушек из «Князя Игоря».
Но если это название автомобиля, журнала, кинофильма, в котором нет имени собственного, то оно изменяется как неодушевленное. Сравните:
- Пригласили в гости москвича (житель Москвы – одушевленное);
- Испытывали новенький «Москвич» (название автомобиля – неодушевленное);
- Завели дома крокодила (животное – одушевленное);
- Привезли свежий «Крокодил» (название журнала – неодушевленное).
Когда «живое» неодушевленное
К НИС относятся слова со значением объединения живых существ – людей или животных:
стая
стадо
табун
пролетариат
буржуазия
крестьянство
народ
молодежь
Слова среднего рода
Одушевленные существительные – это обычно слова женского или мужского рода. Ведь все живое делится по этому признаку. Но среди ИС среднего рода тоже есть те, что отвечают на вопрос Кто?:
милое дитя
официальное лицо
дорогое чадо
чудище лесное
редкое животное
морское млекопитающее
опасное насекомое
Переход между категориями
В начале статьи в примерах про грибы и животных слов «лисичка» употреблялось как одушевленное и как неодушевленное. Это не значит, что постоянный признак ИС вдруг становится непостоянным. Существительное «лисичка» – многозначное. Значение влияет на одушевленность. Та же ситуация с омонимами: только в контексте определяют, одушевленное ИС или нет:
- Древние римляне почитали Юпитера (бог – одушевленное);
- В безоблачную ночь хорошо видно Юпитер (планета – неодушевленное);
Почему важно определять одушевленность существительных
Не задумываясь о категории одушевленности, допускают грамматические ошибки. Вспомнив, что у ОИС Р. п. = В. п., выберите правильный вариант:
- А вы видели в замке страшного призрака // страшный призрак?
- Для охраны выделили три полицейские // трех полицейских.
- На входе заметили два охранника // двух охранников.
- Да мы сами напугаем это привидение // этого привидения.
На странице на картинке ошибка. Имена существительные\неодушевленные\множественное число\ Р. П. столы, толпы. Надо Р. П. столов, толп. А столы, толпы – это, однако, именительный падеж. Или винительный.