Существительное (ИС) относят к полнозначным частям речи, потому что оно имеет отдельное лексическое значение и может быть членом предложения. От понимания признаков ИС зависит правильное построение предложения, выявление зависимых слов и особенности правописания.
Морфологические признаки существительных
Отнести то или иное выражение к изучаемой части речи можно определив морфологические признаки:
- Постоянные
Нарицательное/собственное Одушевленное/неодушевленное Род Склонение Жен. р. Муж. р. Сред. р. I II III Россия
(собст.)гусеница
(одуш.)кофта телефон растение мама календарь ложь Мария
(собст.)коза
(одуш.)песня бег общество шапка плащ степь кофе
(нариц.)ручка
(неодуш.)рысь дядя нагорье Вова солнце радость - Непостоянные
Число Падеж Един. ч. Множ. ч. Имен. Род. Дат. Вин. Твор. Предл. вешалка вешалки осень союз коту друга пилой о горе
Чтобы правильно назвать постоянные морфологические признаки существительного, следует помнить, что они остаются неизменными в любой речевой ситуации.
Одушевленность – неодушевленность
К одушевленным относятся существительные 4 групп:
- предметы живой природы, отвечающие на вопрос Кто?;
- ряд названий игрушек – матрешка, кукла;
- обозначение мертвых людей (за исключением труп и тело) – покойник;
- название фигур в играх – валет, король.
Эти категории объединяет одно общее грамматическое свойство: в родительном и винительном падежах множественного числа формы слов совпадают:
Пример | Родит. падеж (Кого?) | Винит. падеж (Кого?) |
собака | нет собак | вижу собак |
матрешка | нет матрешек | вижу матрешек |
К неодушевленным относятся предметы неживой природы, отвечающие на вопрос Что?
У этой группы совпадают формы Им. и Вин. падежей множественного числа:
Именит. падеж (Что?) | Винит. падеж (Что?) |
карандаш | вижу карандаши |
плита | вижу плиты |
Собственные и нарицательные существительные
Еще один отличительный постоянный грамматический признак существительного – это принадлежность к собственным или нарицательным именам. Данный аспект рассматривается при изучении признаков данной части речи в 5 классе.
К нарицательным относятся имена сущ.однородные, неуникальные, которые можно объединить в следующие группы:
Конкретные | Абстрактные | Собирательные | Вещественные |
стол | беда | документы | ткань |
ручка | радость | толпа | золото |
К собственным относятся предметы, обладающие уникальными признаками, обозначающие название этих предметов, которое отличает их от подобных. Отличительной особенностью данной группы части речи является правописание с заглавной буквы и в некоторых случаях в кавычках.
Следует отметить, что между существительными данной группы нет четкой границы: собственные могут становится нарицательными и наоборот:
- белка – животное из отряда грызунов (нариц.), собака Белка – собст.;
- маркой машины «Джип» (собств.) обозначают любой внедорожник, тогда джип – нариц.
Род существительного
Данный постоянный грамматический признак обозначает принадлежность предмета к тому или иному роду (полу) и исследуется в 6 классе.
Все предметы и явления делятся на 3 рода:
Мужской | Женский | Средний |
В начальной форме окончания -а, -я, нулевое | В начальной форме окончания -о, -е | |
Мяч, снег, папа | Сестра, рожь, баня | Солнце, растение, серебро |
Некоторые слова, к которым можно отнести местоимения он и она в зависимости от контекста, выделяют в отдельную группу. Это существительные общего рода (жадина, умница, сирота).
У сущ. в форме только множеств. числа, данный признак не определяется (весы, духи, сумерки).
Для того, чтобы правильно определить род имени существительного, следует сначала обозначить, одушевленное оно или нет. У первых данный признак совпадает с половой принадлежностью (женщина – ж.р., столяр – м.р.).
У остальных слов род можно определить по грамматической форме прилагательного, которое согласуется с существительным:
Мужской | Женский | Средний |
Чей? Какой? | Чья? Какая? | Чье? Какое? |
Веселый спектакль | Снежная зима | Яркое солнце |
Склонение
Первые знания по данной теме учащиеся получают в 4 классе, при рассмотрении постоянных признаков имен существительных.
В русском языке выделяют 3 склонения:
- I скл. – относятся сущ. мужского и женского рода с окончанием -а, -я в И.п. и слова общего рода, определяемые в контексте словосочетания;
- II скл. – включает слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего на -о, -е в И.п.;
- III скл. – объединяет сущ. женского рода с нулевым окончанием.
I | II | III |
женщина (ж.р.) | солнце (ср.р.) | сиречь (ж.р.) |
мужчина (м.р.) | герой (м.р.) | горечь (ж.р.) |
забияка Вера (общ.р. по контексту ж.р.) | домище (м.р.) | блажь (ж.р.) |
К отдельной группе относятся разносклоняемые имена существительные, среднего рода, оканчивающиеся на -мя (пламя, время, вымя). Эти слова выделили отдельно потому, что они склоняются как сущ. 3 скл., но в Т.п. имеют окончание 2 скл.:
Именит. падеж | бремя (разноскл.) | путь (2 скл.) |
Творит. падеж | бременем | путем |
Пример:
- Выбери постоянные признаки существительного “чайка” – одушевл., нариц., конкр., ж.р., 1 скл.
Постоянные признаки имени существительного изучаются в курсе обучения с 3 по 6 класс в разных аспектах, с повторением ранее изученного материала. Полученные знания позволяют правильно определять морфологические признак данной части речи и работать с зависимыми словами.