Существительное в предложении: как подчеркивать

Предложения в русском языке состоят из имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий и других элементов. Каждое слово в тексте выполняет определённую роль. В рамках морфологического или синтаксического разбора учащимся приходится определять, как подчёркивается имя существительное. Тип и количество линий зависят от того, является ли исследуемое слово главным (подлежащим, сказуемым) или второстепенным (обстоятельством, определением или дополнением).

Главные и второстепенные члены предложения

Чтобы сделать правильные выводы о роли имени существительного (далее — ИС), стоит ориентироваться по совокупности характеристик. Сначала выясняют, какую вопросительную конструкцию можно подставить к слову. В случае с ИС вариантов немного. К нему подходят вопросы «Кто?» и «Что?», а также их вариации в косвенных падежах, которых всего пять.

Имя, стоящее в И. п., выполняет функцию подлежащего или сказуемого. Оба элемента — основные члены предложения. Когда к объекту или предмету подходит вопрос в косвенном падеже, можно быть уверенным, что это дополнение, определение или обстоятельство. В лингвистике их синтаксическая роль является второстепенной.

Разбор лексических конструкций выполняют в таком порядке:

  1. Выписывают фразу, в которой должно быть и определяемое слово, и то, с которым последнее тесно связано по смыслу.
  2. Задают вопрос, определяют синтаксическую роль.
  3. Подчёркивают такой линией, которая предусмотрена для этого случая.

С учётом синтаксической функции, ИС подчёркивается следующим образом:

  • обстоятельство — чертой, состоящей из чередующихся точек и коротких тире;
  • определение — волнистой линией;
  • дополнение — одинаковыми чёрточками (штрихами);
  • сказуемое — двумя прямыми линиями;
  • подлежащее — одним ровным отрезком.

Во всех случаях для обозначения роли слов используется простой карандаш.

Существительное в предложении: как подчеркивать
Главные и второстепенные члены предложения

Пример: Как прекрасна природа ясным зимним утром!

Нужно определить синтаксическую роль слова «утром». Подходящее вопросительное слово «Когда?», значит, в этом случае рассматриваемая часть речи играет роль обстоятельства.

Нужно учитывать, что все предложения делятся на двусоставные и односоставные. Ко второму типу относятся те, что состоят из одного главного члена. Это значит, что в них есть либо только подлежащее, либо сказуемое, а остальные слова выполняют второстепенную функцию.

Как определить роль существительного

Чтобы понять, как подчёркивать существительное в словосочетании рядом с прилагательным или глаголом, подставляют вопросы. Если таким способом не получается определить, выясняют, какова роль этого слова. Зачем данная лексическая единица в предложении? Что показывает? Что изменится, если его убрать?

Подлежащее

Этот член подчёркивают одной прямой линией. Он всегда будет ответом на вопросы прямого падежа «Кто?», «Что?». Примеры:

  • С самого утра идёт (что?) снег.
  • На улице залаяла (кто?) собака.
  • Молодая (кто?) учительница начала вести урок.
Существительное в предложении: как подчеркивать
Определение и роль подлежащего

Важно различать существительные, стоящие в именительном и винительном падежах. Во втором варианте неодушевлённое существительное имеет такой же вид, как в И. п., например, «Вижу (что?) лес», но подлежащим не является. Для проверки нужно подставить одушевлённый объект. Пример: Вижу (кого?) мальчика.

Сказуемое

В этой роли существительное может стоять рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его двумя прямыми линиями. В этом случае ИС представляет собой часть составного именного сказуемого. В прошедшем и будущем времени слово употребляется с глаголом быть, в настоящем — без него. Примеры:

  • Та девушка была моей подругой.
  • Люда — моя сестра.
  • Этот ребёнок будет моим крестником.

«Сестра», «подруга» и крестник» — составные сказуемые, именная часть которых выражена ИС.

В составном сказуемом двойными прямыми линиями подчёркиваются и существительное, и глагол.

Дополнение

Если дополнение выражено существительным, его легко обнаружить в простом и сложном предложении. По смыслу существительное привязано к сказуемому, к которое отвечает на «что делает?» и его варианты в разных временах и наклонениях. Примеры:

  • Катя принесла (кого?) щенка.
  • Маша поделилась (чем?) яблоком.

Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и подчёркиваются пунктирной линией. Они разъясняют, уточняют и конкретизируют, что сделал объект, о котором идёт речь.

Существительное в предложении: как подчеркивать
Информация о дополнении

Определение

Определение называет признак предмета. В предложении его функция состоит в том, чтобы показать признак или принадлежность предмета. Примеры с существительными:

  • Ира надела любимые туфли (чьи?) мамы.
  • Мы нашли гнездо (чьё?) совы.

В первом случае видно, что существительное стоит рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его волнистой линией.

Определение, выраженное именем существительным, обычно стоит в родительном падеже, реже — дублирует грамматическую форму определяемого ИС. Во втором случае его называют приложением. Это разновидность определения и тоже подчёркивается волнистой чертой. Примеры:

  • Разлилась река (какая?) Дон.
  • В окно я увидел девочку-(какую?) подростка.
  • Расцвели цветочки (какие?) васильки.

Слова «Дон», «подростка» и «васильки» — приложения.

Существительное в предложении: как подчеркивать
Особенности определений

Обстоятельство

Это довольно непростой член предложения, бывает выражен какими угодно частями речи, включая местоимения, числительные, деепричастия, причастия и наречия. Если существительное стоит в одном из косвенных падежей, чаще всего это означает, что оно играет роль обстоятельства. Вопросительные конструкции, которые к нему подходят:

  • «где?», «куда?», «откуда?»;
  • «почему?», «отчего?», «по какой причине?», «на каком основании?»;
  • «как?»;
  • «зачем?», «с какой целью?» и т. д.
Существительное в предложении: как подчеркивать
Штрих-пунктирная линия, обозначающая обстоятельство

Обстоятельство подчёркивают одной линией, состоящей из тире и точек.

Возможные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Различают 8 разновидностей: обст-во уступки, условия, сравнения, цели, причины, места, образа действия и степени, времени. Примеры:

  • (Где?) На картине нарисован снег.
  • Сверчок тикает, (как?) как ходики.
  • Уехал (куда?) на отдых.
  • Физкультурой нужно заниматься (зачем?) для укрепления организма.

Таким образом, главное — правильно задать вопрос и выяснить, в каком падеже стоит слово.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
KakPishem
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.