Чтобы в письменной речи не возникало двусмысленности при употреблении сочетания «к примеру», упорядочить текст, сделать его понятным и ясным могут знаки препинания, поставленные по правилам и пунктуационным нормам с учетом интонационного, смыслового и структурного принципов.
Сочетание «к примеру» имеет особые случаи расстановки запятых, вызывающие при написании трудности, как в случае употребления в качестве вводного сочетания, так и в роли второстепенного члена предложения.
Обособление нужно
«К примеру» выделяется запятыми, если слово выступает как вводное. Вводное слово (сочетание) в русском языке формально не связанно с другим членом предложения. Не имея синтаксической роли, оно выражает отношение говорящего к сообщаемому. «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный» Т.Ф. Ефремовой дает определение слова, как разговорного наречия, которое используется в качестве вводного «раскрывая, конкретизируя предыдущую информацию или поясняя ее содержание».
В контексте предложения параметры «вводности» определяются, если слово:
- поясняет, конкретизирует информацию, указывает на течение мыслей, взаимосвязь и порядок;
- имеет интонационное выделение в устной речи;
- не зависит от других членов предложения: не имеет синтаксической, грамматической связи, нельзя поставить вопрос;
- убрав сочетание, не изменяется смысл конструкции;
- возможна замена синонимами.
С одной стороны
Для одиночного вводного слова нужно одностороннее обособление, если стоит в начале и конце предложения:
- К примеру, Николай без запинки прочел матери первую фразу.
С обеих сторон
Запятая ставится от сочетания «к примеру» с обеих сторон в следующих случаях:
Если слово находится в центральной части предложения:
- Геометрическое выражение чисел, к примеру, на первых этапах сыграло положительную роль в дальнейшем продвижении математики.
При наличии двух вводных слов, следующих друг за другом:
- Как видно, к примеру, понятие числа прошло длинный путь развития: сначала целые числа, затем дробные, рациональные и действительные.
Если вводное слово стоит в середине обособленного оборота:
- Смелая идея бесконечности открыла в математике широкие возможности, шедшие вразрез, к примеру, с философскими воззрениями о конечности Вселенной.
Обособление не нужно
Слово не должно выделяться знаками препинания, если является существительным с предлогом («к», «пример») и является второстепенным членом предложения. В качестве дополнения слово определяют по следующим признакам:
- является падежной формой существительного + предлог – к чему? дательный падеж;
- прилагательное и местоимение – возможные части речи для подстановки между предлогом и существительным;
- нельзя убрать слово, не потеряв смысла текста.
Например:
- После написания сочинения по русскому языку мы приступили к примеру по математике.
Кроме того, если вводная конструкция начинает или заканчивает обособленный оборот, обособляться должен оборот целиком.
- Я хотел бы вернуться в прошлое, во времена Людовика XV к примеру.
Сочетание с сочинительными союзами
При расстановке знаков препинания в компании с сочинительными союзами «а», «но», «и», «да» (в значении «и»), учитывается интонация и контекст. При расстановке запятых при употреблении «к примеру» нужно знать, что:
- если, убрав слово или переставив его в другое место, смысл не теряется, не происходит искажение информации и структурности предложения, то выделение запятыми обязательно; в обратном случае, при нарушении целостности и смысловой нагрузки фразы – не ставится;
- запятые не ставятся в конструкции «сочинительный союз + слово», находящейся в начале предложения.
Вводные слова русского языка раскрывают его богатство выразительных возможностей, которые в письменной речи всегда обдуманны, строятся по установленному образцу, оформлены в пунктуационном отношении.