В языкознании выделяются три вида сравнения имен прилагательных. Они показывают меру проявления признака, делая речь образнее и точнее. Для превосходной, сравнительной степеней прилагательных характерны простая форма и составная (сложная). Но их способны образовывать не все прилагательные.
От каких прилагательных можно образовать степени сравнения
Русский язык содержит следующие разряды данной части речи:
- притяжательные (медвежий, мамин);
- относительные (стеклянный, обеденный);
- качественные (красный, добрый, бледный).
Последние обозначают признак, связанный с качественными характеристиками предметов, явлений. и могут стоять в форме полной (добрый, красивый) или краткой (добр, красив).
Только качественные прилагательные могут образовывать степени сравнения. Они делятся на:
- положительную (черный, высокий);
- сравнительную (холоднее, менее сложный/сложен);
- превосходную (прочнейший, самый соленый).
Иногда только две последние считают содержащими сравнение. В образовании сравнительной может также участвовать краткая форма.
Сравнительная степень прилагательных
Что такое сравнительная степень имени прилагательного, можно проиллюстрировать на примерах:
- сильный – сильнейший – более сильный;
- хороший – лучший – более хороший;
- тонкий – тоньше – менее тонкий.
Видно, что положительная мера (сильный, хороший, тонкий) изменяется двумя способами: с помощью суффиксов (синтетически) или вспомогательных слов (аналитически). Первый случай – это простая форма, второй – сложная (составная).
Образование простой сравнительной
Для формирования данной формы прилагательных в русском языке берется его основа (то есть слово без окончания). К ней добавляются суффиксы:
- (-ей, -ее) – добрый – добрей, добрее; сложный – сложнее;
- (-е) – густой – гуще, высокий – выше, короткий – короче;
- (-ше) – тонкий – тоньше, ранний – раньше.
Может добавляться приставка-усилитель «по-»: красивее – покрасивее, проще – попроще. Такой способ свойственен разговорному стилю, как и окончание «-ей».
При этом выделяют три слова-исключения, которые образуются супплетивным способом – изменением основы (кстати, они по-особому изменяются и в других языках – немецком, английском).
Так, слово «хороший» получает простую форму сравнительной степени «лучше», «плохой» становится «хуже», а малый – «меньше».
Такой тип сравнения в может выполнять такие синтаксические функции:
- сказуемое (Девушка младше юноши на три года. Кино получилось хуже книги);
- несогласованное определение (Он всегда выбирал задания посложнее).
Прилагательные в простой сравнительной степени не меняются по родам, падежам, числам.
Образование составной степени
Другой вид – составная (сложная), или аналитическая, форма сравнительной степени. Название обусловлено тем, что она состоит из двух слов. Схема ее образования такова:
Вспомогательное слово «более», «менее» + положительная форма: менее известный, более полезный.
Если у вспомогательного слова появляется приставка «наи-» (наиболее, наименее), то это уже сложная превосходная мера.
Составная сравнительная отличается тем, что может изменяться
- по родам («менее прочный» – мужской род);
- числам («менее холодные» – множественное число);
- падежам («более детальному» – дательный падеж).
Может содержать прилагательное полное и краткое («более умный/умен»).
Кроме того, за счет вспомогательного слова она может показывать как увеличение, так и уменьшение проявление признака предмета.
В предложении бывает:
- сказуемым (Угловая комната была менее теплой);
- согласованным определением (Более крупные зерна идут на семена).
Ошибки со степенями сравнения
Распространенная ошибка – использование одновременно простой и составной мер сравнения:
- «более» («менее») плюс простая сравнительная форма;
- то же и простая превосходная;
- смешение простой и составной превосходной.
Неправильно говорить «менее умнее», «более красивейший». Отвечает нормам языка менее умный, более красивый.
Хотя, как всегда, имеются исключения: сочетания «самый худший/лучший» грамматически верны.
Суффиксное образование (добавление «-ше», «-айш-», «-ейш-») не используется для некоторых прилагательных: блестящий, больной, слепой, знакомый, краткий, пустой, мирный и других. Зато они участвуют в образовании аналитической степени сравнения.
Превосходная степень прилагательных будет некорректна, если сопоставляются одинаковые по значению лица или предметы. Например, Ньютон внес неоценимый вклад в науку. Однако его нельзя назвать «самый великий», поскольку есть и другие выдающиеся физики. Можно говорить только «один из величайших ученых».
Знание правил образования меры сравнения поможет правильному построению устной, письменной речи. Это важно при выполнении учебных заданий, написании научных и творческих работ.