Глаголы играют немаловажную роль в русском языке. В нашей речи практически нет предложений, где бы не встречались такие слова.
Род глаголов – морфологический признак, характеризующий эту часть речи, наряду с другими постоянными и непостоянными признаками, такими как время, вид, наклонение, залог, возвратность, число и др.
В данной статье мы рассмотрим некоторые изменяемые признаки глаголов, особенно те, у которых определяется род.
В каких формах можно выделить
Изменяющаяся категория под названием род (сокращённо – р.) выполняет три основных функции:
- Указывает на грамматический (грамм.) р. существительных, с которыми согласуется глагол (коротко – глаг. или гл.);
- Определяет пол субъекта действия – мужской (м. р.), женский (ж. р.).
- Представляет объект в безличной форме – среднего рода (с. р.).
Непостоянность категории выражается в том, что она проявляется не во всех формах глагола.
Вспомним известные формы времени:
- прошедшее время (прош. вр.) – признак действия, которое произошло до начала речи: журавли прилетели;
- настоящее (наст. вр.) – обозначает действие, происходящее сейчас, в данный момент: ласточка летит;
- будущее (буд. вр.) – значит, действие совершилось после того, как о предмете было сказано: я вернусь.
Для наст. и буд. времён характерно спряжение – изменение по лицам и числам (единственное число – ед. ч., и множественное – мн. ч.). Ну а категории, которые характерны для прошедшего времени глаголов – это число и род. Последняя определяется исключительно в ед.ч. и прош.вр. Пример на таблице 1:
Изменение глаголов прошедшего времени
Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.
Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.
Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.
На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.
Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.
Например:
- дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
- прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
- пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
- мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.
Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).
Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:
- у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
- у среднего – окончание «-о»;
- мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.
Алгоритм определения рода глаголов
На примерах ниже рассмотрим, как по окончаниям глаголов можно определить род.
Первый способ
Если заданные слова находятся в тексте упражнения:
- Выявим глаголы, которые стоят в форме прош. времени и в ед. ч.
- Задавая вопросы, найдём слова, от которых зависит число и род глаг. (существительные, местоимения).
- Выделим окончания у гл.
- Определим, какому из родов соответствуют найденные окончания.
Второй способ
Если категорию рода нужно определить самостоятельно, предварительно поставив гл. в прош. врем. Например, когда дано предложение:
- (Попросить) его невестка: «Сходи, Емеля, за водой!»
Здесь поможет метод образования глаг. в прош. вр. из его начальной формы. Зададим вопрос к связанному слову:
Невестка (что сделала?) – попросила.
В полученном слове окончание «-а», значит – это ж.р.
В статье был рассмотрен важный признак глагола – категория рода. Для его изучения потребовалось вспомнить и о других формах: о временах действия, о числах. Теперь известно, какие окончания в прошедшем вр., как образуются такие формы слова, какие есть закономерности и др.
И если когда-нибудь снова потребуется определить в упражнении род глагола – возвращайтесь для восполнения знаний!