- Общие сведения о существительном
- Одушевленные и неодушевленные имена существительные
- Собственные и нарицательные существительные
- Морфологические категории существительного
- Род
- Склонение имен существительных
- Разносклоняемые существительные
- Несклоняемые существительные
- Падеж
- Число
- Пример морфологического разбора
В русском языке имя существительное (ИС) занимает особое место. Практически ни одно предложение не обходится без употребления данной части речи. Люди, обсуждая погоду, повседневные дела или поход в театр, начинают рассказ с описания кого-либо или чего-либо. Как и союзы, предлоги, наречия и другие части речи, написание, произношение, формообразование ИС регламентируются правилами.
Общие сведения о существительном
Имя существительное – это часть речи в русском языке, которая обозначает предмет. С целью определения ИС используются конкретные вопросы: «Кто?», «Что?», «Кому?», «Чему?», «Кого?», «Чего?» и др.
Суть принадлежности к имени существительному становится явной при ответах. Например, «Я взял книгу из библиотеки и отдал ее маме». «Кто?» – я, «Взял что?» – книгу, «Отдал кому?» – маме.
В тексте ИС может обозначать конкретных людей, предметы, явления природы или события, чувства или состояния, признаки и качества, действия, понятия. Например, «На улице дождь и слякоть». В данном случае применяется вопрос «Что?» (происходит на улице). Или «Хороший сон – лучший отдых». Сон – это состояние человека, когда его организм расслаблен и не бодрствует.
Каждое ИС обладает особыми признаками. Этого требует грамматика. В разговоре или на письме ИС должно иметь определенный род, число и падеж. При определении этих признаков применяются и другие вопросы («Кем?», «Чем?», «О ком?», «О чем?»). Например, «Я не упоминал друга уже целых 2 дня» или «Мне нравится работать с Машей».
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Имя существительное как часть речи имеет постоянный грамматический признак – одушевленность или неодушевленность. Это свойство называть живые и неживые объекты. Маркер принадлежности к одному из этих разрядов – вопрос:
- Хозяин, человек, ученик, механик отвечают на вопрос «Кто?».
- Радуга, гора, камень, армия отвечают на вопрос «Что?».
Определение одушевленности существительного имеет и свои особенности. К одушевленным относятся:
- Мифические существа: феникс, русалка, фея.
- Названия игрушек или механизмов, приборов, которые максимально схожи с человеком: робот, Пьеро, Мальвина.
- Названия фигур в шахматах или картах: ладья, валет, туз.
Фактически, это неживые объекты, но традиционно их относят к миру живых.
Собственные и нарицательные существительные
Для грамотного употребления имени существительного нужно знать классы и подклассы, которые напрямую обуславливают грамматические особенности. По способности называть единичные и типичные объекты все ИС делятся на собственные (Сб) и нарицательные (Нр).
Вторые из них, в свою очередь, образуют 4 группы по обобщенному значению и грамматическим свойствам.
Конкретные
Конкретные нарицательные ИС обозначают предметы, воспринимаемые с помощью органов чувств. Например: медведь, телевизор, тумба, ручка, лист, квадрат.
Абстрактные
Эта группа содержит слова, обозначающие природное явление, чувство человека. Сюда относятся: радость, уважение, благодарность, сочувствие.
Собирательные
Такие ИС называют скопления кого-либо или чего-либо: толпа, молодежь, общество, листва, зелень, дубняк.
Вещественные
В эту группу входят ИС, называющие вещество, материал, продукты питания, химические составы, ткани и т.д. Примеры: пшено, золото, дрожжи, кислота, цемент.
В качестве проекта по запоминанию этих разрядов имени существительного можно использовать таблицы или карты с подсказками наподобие приведенного ниже материала:
К Сб относят ИС, называющие уникальные предметы и явления: имена людей (Державин, Дмитрий Николаевич, Грэм Грин) и животных (Барсик, Полкан), обозначения географических (астрономических) объектов (Марс, Англия), событий (День знаний, Столетняя война), литературных произведений («Гамлет»), передач и печатных изданий (программа «За рулем», журнал «Сноб») и т.д.
Классы Сб и Нр ИС не изолированы друг от друга: слова, приобретая переносное значение, перемещаются из нарицательных в собственные и наоборот Это явление можно проиллюстрировать такими примерами: березовый веник – енот Веник, профессиональный парфюмер – бутик «Парфюмер», герой романа Ловелас – престарелый ловелас.
Имена Сб и Нр отличаются не только семантически, но и графически: пишутся со строчной и прописной буквы соответственно.
Морфологические категории существительного
Чтобы в предложении прослеживалась связь имен, признаков, совершаемых действий, формы зависящих слов должны изменяться в зависимости от формы главных. Это осуществимо благодаря наличию морфологических признаков. К примеру, по роду зависимого имени прилагательного определяется и род имени существительного. Кроме неизменных для ИС родовой принадлежности и склонения, этой части речи свойственны категории числа и падежа.
Род
Не каждый язык может похвастаться наличием хотя бы двух родов. А в русском все ИС распределены по целым трем. Носители языка интуитивно понимают, что ботинок – мужского, каска – женского, а молоко – ИС среднего рода. Учеников младших классов учат определять родовую принадлежность посредством вспомогательной конструкции: он/она/оно – мой/моя/моё. Для иностранцев практически невозможно понять, почему кресло – оно, диван – он, а кровать – она. Поэтому единственный выход – запоминать ИС в сочетании с местоимением или прилагательным, по окончанию которого легче определить род.
Если одушевленным ИС можно назвать лицо любого пола (умница, сирота, плакса), то род считается общим. А названия, которые употребляются исключительно во множественном числе (каникулы, санки, лыжи, очи, усы, щипцы, бигуди, прятки, чернила, клещи, дрожжи, сумерки), оказываются вне категории рода, который можно определить только в ед.ч.
Склонение имен существительных
Существительные в русском языке изменяются неодинаково. По общим окончаниям, принимаемым в разных падежах, ИС делятся на 3 типовые группы, которые называются склонениями.
Разносклоняемые существительные
ИС, у которых падежные окончания – из разных склонений, не относятся ни к одной из 3-х групп. Их легко отличить по финали -мя и появлению суффикса -ен в косвенных падежах.
Несклоняемые существительные
Вне системы склонений находятся ИС, которые не меняются по падежам. Они не имеют окончаний – показателей падежной формы.
В помощь учащимся со 2-го по 4 класс – таблица склонений. В ней приведены падежные вопросы и окончания, которые помогут при составлении предложений.
Падеж
Значение падежной формы прояснит простой пример. Вот есть у нас, предположим, стол. Сидя на столе или под столом, можно ощущать рукой стол и размышлять о размере стола. Чтобы связать все эти столы в логичное сообщение, мы поставили слово, его обозначающее, в 6 разных падежных форм с характерным окончанием. К каждой из них можно поставить особый, только ей соответствующий вопрос. Категория падежа позволяет установить взаимоотношение объектов и соотнести признаки и действия с их субъектом или определяемым словом.
Число
Под числом понимают словоформу, передающую количественное свойство предмета в противопоставлении “один – много”.
Хотя большинство ИС изменяются по числам (баран – бараны, дорога – дороги), для некоторых эта категория неизменна: существует форма только одного из чисел (ножницы, молодежь, хлопья, Альпы, серебро).
Пример морфологического разбора
Анализ ИС в разрезе морфологических показателей поможет систематизировать знания об особенностях этой части речи. Первый шаг – найти в словосочетании имя существительное, которое употреблено в качестве главного или зависимого элемента. Для этого нужно поставить вопрос и сравнить его с приведенной выше таблицей падежных вопросов к ИС. После этого проделать следующие действия:
- Поставить существительное и Им.п. ед.ч.
- Сравнить полученную форму с заданной и выявить ее постоянные и изменяемые особенности (род, падеж, число, нарицательное/собственное, лексико-грамматический подкласс внутри нарицательных, одушевленное/неодушевленное).
- Выяснить, какова его синтаксическая роль.