Основной структурной единицей речи является предложение, которое передает законченную мысль. Части речи в предложении «притираются друг к другу», согласуютсямежду собой, подчиняясь логике выражения мысли. Главные члены предложения несут основную информацию – называют субъект и его действие. Второстепенные члены говорят о признаках субъекта, образе и обстоятельствах действия. Синтаксическая роль существительного универсальна: оно может сочетаться с любыми частями речи и выступать в роли как главных, так и всех второстепенных членов предложения.
Существительное в предложении – на все руки мастер
Пять членов предложения способны передать все многообразие речевых задач. Каждая часть речи играет здесь свою традиционно-законную роль:
- Существительное в И. п. (Кто? Что?) называет объект (предмет речи) и является ПОДЛЕЖАЩИМ.
- Глагол называет действие и чаще всего становится СКАЗУЕМЫМ.
- Прилагательное – обозначает признак предмета, играет роль ОПРЕДЕЛЕНИЯ для подлежащего и второстепенных членов предложения.
- Существительное в косвенных падежах становится ДОПОЛНЕНИЕМ, сообщающим о подробностях события.
- Наречие обозначает ОБСТОЯТЕЛЬСТВА места, времени, образа действия.
Синтаксическая роль слов и словосочетаний в предложении определяется по вопросам, которые можно к ним адресовать.
Части речи иногда «расширяют свои полномочия» – выполняют синтаксические задачи членов предложения, которые им обычно несвойственны. Числительное может выступать подлежащим и сказуемым: дважды два – четыре. Глагол – встать на место подлежащего: ломать – не строить. Но ни одна часть речи, кроме существительного, не способна играть роль ВСЕХ ПЯТИ членов предложения.
По каким правилам определяют синтаксическую роль существительного
Главный инструмент, определяющий роль существительного в предложении – ВОПРОС, поясняющий смысловую нагрузку и сочетание слова с остальными членами.
- Подлежащее (предмет речи) отвечает на вопросы только Именительного падежа – КТО? ЧТО? Пример: Что? – «Дела идут, контора пишет». Кто? – «Кассирша деньги выдает».
- Сказуемое (действие предмета) – существительное образует составное именное сказуемое, которое отвечает на вопросы: ЧТО ПРЕДМЕТ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ? КАКОВ ОН? В состав такого сказуемого входит глагол-связка был, есть, будет, стал, станет. Связка есть может отсутствовать, но её полезно подставлять, чтобы увидеть грамматическую основу. Существительное является именной (лексической) частью сказуемого и употребляется в разных падежах:
– Его пример (что собой представляет?) – другим наука (И. п.).
– Истина (какова она?) – в вине (П. п.).
– Россия (есть) – Родина моя (И. п.). - Дополнение (объект действия) отвечает на вопросы КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, которые задаются от сказуемого. Конструкции «переходный глагол + В. п.» образуют прямое дополнение. В отличие от подлежащего (кто? что?), прямое дополнение требует вопросов КОГО? ЧТО? – их надо задавать в паре, чтобы не ошибиться с определением падежа имени существительного и его роли в предложении. Знакомый пример: «Кассирша деньги выдает». Выдает (кого? что?) – деньги (В. п. – дополнение).
- Определение (признак предмета) – вопросы: ЧЕЙ? КАКОЙ?/ИЗ ЧЕГО? Существительное может выступать в предложении в качестве несогласованного определения:
– мой дядя (какой он?) самых честных правил (Р.п).
– на остановке (чьей?) троллейбуса (Р. п.) – ср.: на троллейбусной остановке;
– дом (какой?) с мезонином (Т. п.);
– кораблик (какой?/из чего?) из газеты вчерашней (Р. п.);
– избушка (какая?) на курьих ножках (П.п.)Несогласованное определение не всегда можно заменить конструкциями с прилагательными, особенно если определение выражено устойчивым сочетанием.На заметку: определение в виде ПРИЛОЖЕНИЯ пишется с определяемым словом через дефис и сочетается с ним в роде, числе и падеже: в городе-спутнике, о матери-героине; в море-океане.
- Обстоятельство (образ, место, время действия) – основные вопросы: КАК? ГДЕ? КУДА? КОГДА? Вопросы задаются от сказуемого:
– Друзья пошли (куда?) в лес.
– Он захворал (когда?) с вечера.
– Бандит ударил (как?) с размаху.
– Они расположились (где?) на скамейке.
Основные трудности определения синтаксической роли существительного
Синтаксическая роль | Проблема | Решение | Примеры |
---|---|---|---|
Подлежащее | Существительное не стоит в И. п. | Количественное значение Избирательность: предлог «из» + Р. п. Сочетаемость: предлог «с» + Т. п. Фаза времени: И. п. + Р. п. Устойчивое сочетание | Пять пальчиков сидят в чуланчиках. Один из пассажиров – вор. Жили-были (мн. ч.) старик со старухой. Но: Жил (ед. ч.) король с королевой. Приближался конец года. Меня ожидал ворох дел. |
Второстепенные члены предложения | Определение, дополнение или обстоятельство? | Определение – если относится к объекту и можно задать вопрос какой? чей? Дополнение – если относится к действию, может само иметь определение, отвечает на вопросы косвенных падежей Обстоятельство – если можно задать вопросы как? где? когда? – вместо косвенных падежей | За мной стоял мужчина (какой?) с портфелем. Но: Мужчина пришел (с чем?) с портфелем. Он – достойный сын (чей?) своей матери. Но: Он сказал (кому?) матери не всю правду. Пребывание (какое?) в тишине успокаивает нервы. Шорохи раздались (в чем?) в зловещей тишине. Я хочу посидеть (как?) в тишине. |
Когда существительное – не член предложения
Роль существительного в речи может быть шире синтаксических задач. Иногда существительное, присутствуя в предложении, не является его членом.
Обращение служит для привлечения внимания к тому, что говорится:
- «Мама, я хочу домой».
- Я люблю тебя, жизнь.
- А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Слова «мама», «жизнь», «друзья» никак не согласованы с остальными членами предложения, являются «посторонними наблюдателями», отделяются запятой.
Вводное словосвязано с остальными членами предложения разве что мимолетным настроением. Предложение не потеряет ни капли смысла, если вводное из него слово убрать:
- К счастью, мы успели к поезду. – Мы успели к поезду.
- Ваша кошка, к сожалению, потерялась. – Ваша кошка потерялась.
Еще раз о синтаксической роли существительного: